Обратнаясвязь

Обратная связь

Как к Вам обращаться

Контактный телефон *

Адрес электронной почты

Вы не указали номер контактного телефона

Текст Вашего сообщения

Где бульдозер?

Сообщение отправлено

Ваше сообщение направлено ответственному специалисту. Мы ответим Вам в ближайшее время.

Закрыть

ЧЕТРА из Саранска. Поездка на Саранский экскаваторный завод

25.09.2013

В 2009 году мне довелось в первый раз побывать в Саранске на заводе, специализирующемся на производстве экскаваторов. В прошлом он назывался Саранским экскаваторным заводом, в постсоветский период был переименован в САРЭКС. Целью того визита четырехлетней давности было знакомство с новым производством: наряду с выпуском традиционной продукции - экскаваторов на базе тракторов (которые в Саранске делают с 1959 года), предприятие освоило сборку тракторов Беларусь.

В 2010 году саранский завод перешел под управление Концерна "Тракторные заводы". И вот в конце прошлого года из столицы Мордовии, как из рога изобилия посыпались новости: "На саранском экскаваторном начата сборка погрузчиков с бортовым поворотом МКСМ", "Саранские машиностроители приступили к выпуску колесных тракторов Агромаш", "В Саранске освоено производство навесного и прицепного оборудования в кооперации с австрийской компанией Vogel&Noot". Скупая информация, которую можно было почерпнуть из новостных лент, отчасти проливала свет на происходящие на предприятии процессы, связанные с реорганизацией производства, с другой стороны - ставила ряд вопросов, на которые хотелось бы найти ответ. Профессиональный журналистский интерес не давал покоя - надо бы все увидеть собственными глазами, да руками потрогать. В общем, возникло желание вновь совершить вояж на саранский экскаваторный.

И вот, я вновь в столице Мордовии. Менее года прошло с того момента, когда в Саранске праздновали 1000-летний юбилей единения мордовского народа с народами Российского государства. Саранск по-прежнему сияет. Улицы чисты и опрятны, дома нарядны. Интересно, а на саранском экскаваторном теперь тоже все блестит?
Для начала немного официальной информации. Концерн «Тракторные заводы» воплощает в жизнь проект по созданию Центра по выпуску техники и оборудования для нужд АПК и ЖКХ в Саранске. Данный проект предполагает концентрацию на площадке ОАО «САРЭКС» следующих производств:
  • выпуск полной линейки колесных тракторов Агромаш тяговых классов 0,6-3 мощностью 35-180 л.с. с улучшенными эксплуатационными характеристиками (до 5 тыс. тракторов и машинокомплектов ежегодно);
  • выпуск новых моделей семейства многоцелевых коммунально-строительных машин (МКСМ) – 800А/1000А/1200А/1400А;
  • выпуск современного импортозамещающего навесного и прицепного оборудования (создание в кооперации с австрийской компанией Vogel&Noot сборочного производства с частичной локализацией).
Основания для оптимистичных прогнозов у саранского экскаваторного есть. По итогам прошлого года предприятие увеличило объемы производства на 10%, а общий объем выпуска продукции приблизился к 1 млрд. рублей. Для запуска проекта машиностроительного центра Концерном принята программа технического перевооружения предприятия с объемом финансирования в несколько десятков миллионов рублей, что позволит создать более 80 новых рабочих мест (сейчас на заводе трудится 360 человек).

Первое впечатление о заводе - он действительно преобразился. Помню, как четыре года назад я пробирался по выщербленным, залитым маслом полам в одном из цехов старой постройки.  Теперь этот цех преобразился - в нем стало чище и светлее, вместо тех ужасных полов теперь сияющие как зеркало наливные полы. В этом цехе размещены заготовительный, сварочный, механический участки, а также линия сборки экскаваторов и коммунальных машин на базе тракторов. Закуплены новые станки и оборудование - установка лазерной резки Bystronic, гибочный пресс Amada, расточные станки, камера дробеструйной обработки. Дробеструйная обработка - это первый шаг на пути повышения качества лакокрасочного покрытия выпускаемых машин. В плане на 2013 год значится монтаж мойки и камеры порошковой окраски.

В новом цехе сборки тракторов, который был построен в 2009 году, в настоящее время ведется изготовление тракторов Агромаш и Беларусь, для сборки мини-погрузчиков МКСМ в этом цехе выделен отдельный участок. Несмотря на то, что у Концерна "Тракторные заводы" есть своя линейка колесных тракторов, сборка Беларусей пока не прекращена - есть спрос, есть предложение. Эти тракторы собираются из готовых машинокомплектов, поступающих с Минского тракторного завода. Для тракторов Агромаш на саранском заводе делают все металлоконструкции, выполняют окраску и окончательную сборку. Основные комплектующие для Агромашей поступают с предприятий Концерна: двигатели воздушного охлаждения - с Владимирского моторо-тракторного завода, мосты и КПП - с Чебоксарского агрегатного завода, унифицированные кабины (которые ставят на все колесные тракторы Агромаш) - с Промтрактора, пластиковые капоты закупаются у сторонней фирмы. Кстати, для гусеничных тракторов Волгоградского тракторного завода в Саранске по внутрикорпоративной кооперации изготовляют бульдозерное оборудование.

Ну, а теперь, собственно, о главном герое нашего повествования - мини-погрузчике с бортовым поворотом Четра МКСМ новой серии "А". Несколько слов о предыстории создания новой серии погрузчиков и освоении их производства в Саранске. В начале 90-х годов Курганмашзавод закупил в Словакии лицензию на мини-погрузчики UNC, которые стали выпускать у нас под маркой МКСМ-800. За 20 лет производства легендарный погрузчик получил широкое распространение в строительстве, коммунальном хозяйстве и других отраслях. Он снискал себе славу надежной и неприхотливой машины. В классе грузоподъемности 800 кг его доля на российском рынке мини-погрузчиков в настоящее время превышает 50%. Однако время берет свое. Чтобы укрепить свои позиции на рынке мини-погрузчиков руководство Концерна (Курганмашзавод входит в состав Концерна "Тракторные заводы") приняло решение о выпуске новой линейки погрузчиков МКСМ. Прежняя модель МКСМ-800, пока на нее есть спрос, по-прежнему будет выпускаться в Кургане. А вот для производства новой серии погрузчиков был выбран Саранский экскаваторный завод, очень удачно расположенный с точки зрения близости к своим основным потребителям.

Первой моделью, освоенной в серийном производстве в конце 2012 года на саранском экскаваторном, стал погрузчик МКСМ-800А наиболее востребованной грузоподъемности 800 кг. Несмотря на то, что в обозначение новинки добавили лишь дополнительную букву "А", что формально может указывать на текущую модернизацию модели, эта машина является полностью новой разработкой, созданной с чистого листа. Для освоения производства новой продукции на саранский завод с Куранмашзавода был переведен ведущий конструктор по мини-погрузчикам Юрий Хвостанцев. Теперь он является главным конструктором САРЭКСа.
Внешне новый погрузчик отличается от машин предыдущей серии прежде всего современным дизайном. На нем применена комфортабельная эргономичная кабина увеличенного объема. Основу каркаса кабины, придающей ей прочность и жесткость, составляют две цельнотянутые стальные балки-дуги переменного сечения, охватывающие кабину с левой и правой сторон. Их поставляют из Австрии, с предприятия, входящего в состав Концерна "Тракторные заводы". Внутри кабина имеет весьма эстетичную отделку, эффективную шумоизоляцию. Кабина представляет собой отдельно собранный узел. Такая конструкция позволяет в будущем устанавливать ее на погрузчики всего модельного ряда без дополнительных доработок и затрат. Кабина, сделанная в виде капсулы, - откидная. С одной стороны, это облегчает доступ к узлам и агрегатам погрузчика, с другой, - обеспечивает более комфортные условия для работы оператора: его сиденье и пол кабины напрямую не связаны с ходовой рамой погрузчика, - наиболее вибро- и шумонагруженной частью машины.

На модификации МКСМ-800А-1 управление осуществляется двумя джойстиками с тросовым приводом, на модификации МКСМ-800А джойстики имеют электрогидравлический привод. В настоящее время в основном выпускаются машины с тросовым приводом. Напомню, что у прежней модели МКСМ-800 управление рычажное с механическими тягами (которые требуют периодической регулировки).

В кабине применены вклеенные стекла. Лобовое стекло - гнутое. По мнению главного конструктора такая форма стекла (в отличие от плоской) более устойчива к разбиванию. Кстати, еще одна немаловажная деталь, характеризующая эксплуатационное преимущество МКСМ перед зарубежными аналогами. Лобовое стекло - одна из самых уязвимых деталей любого погрузчика с бортовым поворотом. Так вот, замена стекла на импортном погрузчике обойдется в 20000 рублей, на МКСМ - 2000 рублей стекло плюс 3000 рублей установка. Такая арифметика получается. Также, не стоит забывать и о том, что погрузчики Четра МКСМ-800А стоят на 15-40% дешевле зарубежных аналогов.
Наиболее ответственные агрегаты, обеспечивающие надежную и производительную работу погрузчика, - зарубежного производства: двигатели - Kubota или Cummins, гидронасосы - Eaton, бортовые цепные передачи с приводом от гидромотора - японской фирмы Tsubaki. Следует отметить, что силовой блок погрузчиков представляющий собой тандем гидронасосов, установлен на двигатель через муфту сцепления. Этим обеспечивается легкий пуск двигателя в холодное время года.

Все металлоконструкции делают целиком на саранском заводе. Для их производства создан отельный сварочный участок, оснащенный современным оборудованием.
По мнению специалистов, которым довелось в деле испытать МКСМ-800А, машина ни в чем не уступает лучшим мировым аналогам, а по некоторым параметрам, в частности, по степени приспособленности к суровым российским зимам, даже превосходит их. С учетом того, что технике приходится работать и в мороз, установлены два аккумулятора и применена муфта сцепления. Интересным конструктивным решением представляется размещение топливных баков. Они сварены из толстой 6-миллиметровой стали, и представляют из себя часть силовой конструкции каркаса погрузчика, при этом еще и выполняют функцию заднего бампера и противовеса.

Для погрузчиков МКСМ на Саранском экскаваторном освоено производство 18 видов сменного рабочего оборудования, предназначенного для выполнения погрузочных, коммунальных и землеройных работ. Кроме того, номенклатура навесок будет дополнена изделиями сторонних изготовителей, такими, как например, гидромолот, фреза и др. Цены на навесное оборудование МКСМ привлекают своей доступностью, по сравнению с широко распространенным в России зарубежным аналогом они втрое ниже.
В августе этого года будут завершены испытания и начато серийное производство еще двух моделей из новой линейки погрузчиков - МКСМ-1000А и МКСМ-1200А грузоподъемностью 1000 и 1200 кг соответственно. По кабинам, капотам, крыльям и гидравлике все три машины (включая МКСМ-800А) унифицированы.

Качество российской техники, ставшее притчей во языцех, на саранском заводе блюдут сейчас очень строго. Помимо внутризаводской службы контроль качества также выполняют представители Департамента технологического аудита, напрямую подчиняющиеся президенту Концерна "Тракторные заводы" М.Г. Болотину.

***

30 декабря 2013 года Саранский экскаваторный завод отмечает свое 70-летие. Очень хочется надеяться, что "перезагрузка",  давшая новый импульс деятельности предприятия, выведет его на новые передовые рубежи. Успехов тебе, САРЭКС!

МНЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ


Во время посещения Саранска мне довелось посетить ряд строительных и коммунальных объектов. Наряду с различной техникой, работавшей на этих объектах, были и погрузчики МКСМ. Я не преминул возможностью пообщаться с людьми, эксплуатирующими данные машины. Вот их мнения.
И.Б. Девяткин, водитель погрузчика МКСМ-800А, МП ГО Саранск "Зеленое хозяйство"
Погрузчик получил зимой в прошлом году (данная машина из первой партии погрузчиков МКСМ-800А саранского производства, выпущенная в конце 2012 года - Авт.). За это время он отработал 700 моточасов. Техника нравится - производительная, надежная, облегчает ручной труд. Никаких неисправностей за все время работы не было. До этой машины у меня был погрузчик на базе трактора Беларусь. По сравнению с ним погрузчик МКСМ гораздо маневреннее, удобнее в работе.

Ф.П. Рузавин, водитель погрузчика МКСМ-800, спорткомплекс "Мордовия"

У меня погрузчик курганского производства с двигателем Zetor, выпущен в 2004 году. Работаю на нем с самого начала, как его получил. Этой машине нет цены. За все время ничего не регулировал, меняю только масло и фильтры. Штатное сиденье заменил на более просторное - жигулевское. В эксплуатации круглый год: летом - с погрузочным ковшом, зимой - с отвалом и щеткой. Зимой работать одно удовольствие - кабина теплая, двигатель заводится легко даже в 30-градусный мороз. Смена навесок минутное дело: отвал и ковш можно переставить не выходя из кабины, для смены навески с гидрооборудованием нужно еще подсоединить шланг.

P.S. Все четыре погрузчика МКСМ-800А из первой партии машин, выпущенных на саранском заводе в конце 2012 года, эксплуатируются в Саранске. Территориальная близость позволяет специалистам завода следить за их работой, при необходимости вносить изменения в конструкторскую документацию с учетом пожеланий эксплуатирующих организаций.

Владимир Новоселов
Источник: СТТ'5-2013

Возврат к списку